Ни для кого не секрет, что изначально, когда разыгрывается тот или иной конкурс,
в смету закладывается стоимость работ, позволяющая «откатить» до 20% чиновнику,
который этот конкурс проводит и который будет впоследствии заключать госконтракт.
В этом еще обязательно участвуют пресловутые друзья и родственники,
которые являются генподрядчиками.
И генподрядчик оставляет себе еще 10-15% от стоимости госзаказа.
Причем выполнить эти работы он, как правило, не может, у него нет ни лопат, ни людей, ничего.
Он обязательно берет субподрядчиков. То есть, из 100 условных рублей 35 рублей сразу уходит
чиновнику, который подписывает госконтракт, и генеральному подрядчику, который никаких
функций на себя не берет, кроме как выиграть тендер и заключить субподряд.
Таким образом из любой платежки за услуги ЖКХ можно смело отчислить 35% на коррупцию.
Преступления в ЖКХ разнообразны, нетипичны, и документировать их очень сложно.
Вообще эта сфера притягательна для криминальных кругов.
С одной стороны, ежемесячно в управляющие компании поступает большой объем денег
– объем стабильный, потому что население всегда платит и будет платить за жилищно-коммунальные
услуги, несмотря ни на что.
Более того, платят не на основе добровольности: хочу – плачу, хочу – нет.
Это обязанность граждан, вмененная законом. И под страхом выселения из квартир люди отдадут
УК последние копейки. Такого больше нет ни в одном секторе экономики.
С другой стороны, есть лазейки в законодательстве, о которых знает и которыми пользуется большой
круг лиц, задействованных в сфере ЖКХ – от коммерческих, муниципальных предприятий
до органов исполнительной власти.
Возьмем, к примеру, типичную схему преступления с муниципальными заказами.
Муниципалитет заказывает работу, выделяет деньги, но выделяет аффилированной структуре,
которая по факту эту работу либо не делает, либо делает частично.
Скажем, пришлют двух рабочих в дом, те что-то подмажут, с ними расплатятся конвертом.
При этом техническая документация оформляется на полный объем, формально проверяется
выполнение, подписываются акты приемки работ.
В конечном итоге основной заказчик, который выделил деньги и подписал акт принятых работ,
ответственности за целевое расходования денег не несет. Она нигде в законе не прописана.
Оперативникам приходится косвенным путем доказывать заинтересованность заказчика в
«сбросе» денег на аффилированную структуру. И практически невозможно доказать умысел.
Судите сами, в законе об унитарных предприятиях четко сказано о том, что в своей деятельности
директор руководствуется принципами разумности. Как ему вменить то, что он был неразумен,
подписывая акт на 3,5 млн рублей по работам, которые на деле не проводились.
Спрашиваем – почему это происходит, отвечает – объемы большие, бумаги принесли, подписал.
Возникает вопрос о необходимости этих работ. Может, они и не нужны, но человек,
имея преступный умысел на хищение, тратит деньги, а потом разводит перед оперативниками
руками – вот такой я неумеха-управленец.
Найти прямые доказательства невозможно, умысел приходится доказывать косвенно.
Это большой объем работы с финансовыми документами, отслеживание денежных потоков,
начиная от оплаты квитанции жителем, поступления его денег в УК, а от нее – к подрядной организации.
И так до обналички этих денег физическим лицом. На то, чтобы как-то подвести организацию
к возбуждению уголовного дела, в среднем уходит полгода.
Легче всего доказываются составы преступлений по так называемым мертвым душам.
Приходят оперативники на предприятие, проверяют штатную численность, находят 20 банковских
карт у бухгалтера в столе. Выясняют, что лица, на которые оформлены карты, на предприятии
не работают или когда-то работали, но ушли, а на них регулярно начисляется зарплата и снимается
с банковских карт.
Как раз по такой схеме трудятся в сфере ЖКХ многие выходцы из Средней Азии.
Излюбленная лазейка для хищения средств местных бюджетов – работы по благоустройству.
Ее активно применяют весной, когда сажают траву, цветочки. Начинают проверять – зелень
вдруг резко вянет и убирается с газонов. Оперативники в рамках следствия должны назначить
экспертизу. А на газонах вместо цветов земля. Поди чего докажи!
Такая же ситуация со снегоуборкой. Деньги выделяются большие. А коммунальщики
– народ изобретательный. Есть два вида снегоуборки – ручная и механическая.
Прошелся комбайн, а в актах укажут ручную уборку. Разницу в оплате положат себе в карман.
Доходило до того, что оперативники каждый день с раннего утра выходили на центральные улицы,
фотографировали для доказательства того, что в этот день снега не было, соответственно,
и убирать было нечего. Но до суда дело не дошло: фотографии в качестве доказательства
не приняли: справки о том, был или нет снег, должна давать ГИС Метеослужба.