Re: Комната флуда
Гей — это не профессия. Но полезная строчка в резюме
Приглашение на работу лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией
— заметная тенденция в сфере обслуживания.
Нанимающие женоподобных мужчин работодатели убеждены:
геи отличаются более опрятным видом по сравнению с мачо-менами,
их профессионализм достоин VIP-класса, они зачастую более образованны и душевны.
А значит, клиентам с ними приятнее просто поговорить.
И если несколько лет назад «голубоватый» работник мог скомпрометировать
самого работодателя, теперь его присутствие может оказаться полезным.
В ближайшие месяцы одна из крупнейших компаний на рынке мобильной связи — «Евросеть» планирует открыть несколько VIP-салонов, в которых клиентов будут обслуживать люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Управляющий компанией «Евросеть» Евгений Чичваркин верит в успешность проекта.
«Мы ходим по дорогим бутикам, ресторанам, салонам красоты, в которых большинство продавцов имеют нетрадиционную сексуальную ориентацию.
У них качественно другой уровень обслуживания — тот,
к которому привыкли богатые люди.
По опыту наблюдений, продавцы с нетрадиционной сексуальной ориентацией более заботливо обслуживают клиентов. В элитных салонах связи обслуживание должно быть таким же, как и в дорогих магазинах», — убежден Чичваркин.
При этом продавцами будут только мужчины; девушки-лесбиянки,
наоборот, стремятся к мужеподобию и обслуживают более грубо.
Чичваркин считает, что лояльно к новому эксперименту компании
отнесутся именно VIP-клиенты: «Мы позиционируемся как компания
экономкласса, и покупатели неправильно воспримут,
если в наших обычных салонах будут работать люди нетрадиционной
сексуальной ориентации. Поэтому VIP-салоны связи будут располагаться
в крупных торговых центрах, работающих в секторе luxury».
Однако в рекомендациях региональным партнерам «Евросеть»
пока воздерживается от советов по поводу сексуальной ориентации сотрудников.
«Если в столицах гомосексуализм позиционируется как модное явление,
то в провинции об этом предпочитают говорить шепотом.
В крупных городах таких людей больше, но не потому, что их там больше
рождается, а потому, что они в такие города приезжают»,
— считает Евгений Чичваркин из «Евросети».
С таким мнением соглашаются многие представители сферы обслуживания.
Правда, в отличие от «Евросети» мало кто отваживается говорить об этом открыто.
И уж тем более выделять в качестве отдельного направления бизнеса.
Как рассказал «Ведомостям» на условиях анонимности сотрудник HR-службы компании Riel, управляющей сетью магазинов «Арбат Престиж», в их компании при наборе консультантов в салоны также обращают внимание на женоподобность мужчин. «Продажа парфюмерии достаточно тонкое дело, и людям с такой ориентацией чаще легче понять, проникнуться, что не всегда удается мужчинам-консультантам с традиционной сексуальной ориентацией, — говорит он. — Как показывает опыт, геи действительно хорошо работают с клиентами и — вопреки расхожему мнению — нисколько их не отталкивают».
В сети парикмахерских «Персона» администраторами работают только молодые люди, из которых около 20 — 35% геи. Сексуальные предпочтения остальных сотрудников неизвестны, но клиенты уверены, что они тоже гомосексуалисты. «Наша корпоративная политика демократична, и никто в постель к сотрудникам не смотрит, — говорит менеджер по маркетингу сети „Персона-LAB“ Эдуард Польман. — Все наши сотрудники выглядят унисекс, но геи они или нет — неизвестно. Я бы назвал их метросексуалами. Это стильные и модные молодые люди без ярко выраженных половых признаков. Их всегда можно выделить из толпы на улицах, они вызывают у клиентов положительные эмоции». По его словам, нанимать исключительно «унисекс» «Персона» начала не сразу. На практике оказалось, что именно метросексуалы представляют наибольшую привлекательность для клиентов, особенно женщин. При этом не так важно, работают ли они администраторами или парикмахерами.
Однако сами геи не видят особенных преимуществ перед остальными. «Моя профессия — стилист, а не гомосексуалист. Некоторые делают с помощью ориентации карьеру, но если человек некреативен и неталантлив, то он везде будет таким и сексуальные предпочтения ему не помогут, — говорит один из стилистов салона „Персона-LAB“, просивший не упоминать его имени в печати. — Я не вижу особых различий между моей работой и работой моего коллеги традиционной ориентации. Правда, моими постоянными клиентами являются в основном девушки, а у него мужчины».
«Среди женщин распространенно мнение, что у гомосексуалистов завышенные требования к жизни и они умеют ею наслаждаться, — говорит Польман из „Персоны-LAB“. — Есть убеждение: когда парикмахер мужчина, то он смотрит на стрижку глазами мужчины. К девушкам клиентки относятся как к конкуренткам и редко доверяют им свою стрижку. У таких стилистов есть преимущество: они могут оценить стрижку и с мужской, и с женской стороны. Все эти выводы следуют из маркетинговых исследований, проведенных нами. Социология показала, что большинство женщин стараются попасть именно к такому мастеру».
Директор сети салонов Jacques Dessange Ольга Богуславская тоже считает, что женщинам нравится стричься у мужчин: «Они могут с ними кокетничать, пусть он даже нетрадиционной сексуальной ориентации». Однако в Jacques Dessange, набирая стилистов, обращают внимание главным образом на их профессионализм. «У нас все стилисты гетеросексуальны, об этом их никто не спрашивал напрямую, но мне так кажется, — говорит Богуславская. — Есть салоны, где работают только гомосексуалисты, и они пользуются большой популярностью, особенно у творческой элиты. Наши клиенты — банкиры, топ-менеджеры крупных компаний и их жены. Им безразлична сексуальная ориентация парикмахера. Наш стиль — модный консерватизм, поэтому важна не сексуальная ориентация, а профессиональные качества».
Специалисты кадровых агентств отмечают, что работодатель практически не обращает внимания на сексуальную ориентацию при приеме на работу. Как рассказала «Ведомостям» менеджер по связям с общественностью рекрутингового агентства «Анкор» Елена Клековкина, «у нас был случай, когда работодателю бросилась в глаза сексуальная ориентация претендента на должность в сфере продаж. Но после тщательного собеседования клиент убедился, что кандидат — отличный профессионал, и он был принят на работу».
Генеральный директор рекрутингового агентства «БЛМ-Консорт» Михаил Богданов считает, что, когда ставится подобное условие, работодателю важна не столько сексуальная ориентация, сколько определенные психологические характеристики. Например, жено- или мужененавистничество. «У нас был случай, когда в одной компании не нашли общего языка две женщины, топ-менеджеры, из-за разных взглядов на роль и место женщины в жизни. Людям приятно работать с похожими на них людьми. Поэтому при поиске персонала учитываются не только его профессиональные качества, но и психологические характеристики», — говорит Михаил Богданов.
Компания «Хеллерк» открывает сейчас новый ресторан тайской кухни, и руководство хочет, чтобы обслуживающий персонал помогал создавать атмосферу сексуальной раскрепощенности, которая свойственна Таиланду. По мнению Инны Кампулиной, менеджера по персоналу компании «Хеллерк», именно приверженцы нетрадиционной ориентации способны обеспечить подобную атмосферу. «Богатые клиенты, как правило, занятые люди; они давно оторвались от своих „животных инстинктов“ и считают своей сильной стороной интеллект, яркость, деловую хватку, личностность. Они не в силах соперничать с сексуальной „агрессией“ обслуживающего персонала», — говорит она. Поэтому, по ее мнению, мужчина, пригласивший девушку в ресторан, подсознательно ведет себя раскованнее, если их обслуживает официант нетрадиционной ориентации. «Для большинства клиентов подобный обслуживающий персонал — люди, лишенные пола, что, собственно, и оказывается востребованным в ситуации современного города», — поясняет Инна Кампулина.
Какие бы доводы ни приводили работодатели, зачем они нанимают метро- или гомосексуалов, главное, что они их вообще охотно нанимают, считает Джейкоб Кирк, консультант американской компании GayWork, проведший в России пять лет с целью сбора информации для разных правозащитных организаций. На его взгляд, российский либерализм если не обгоняет, то уже наступает на пятки американскому. «Если американский бизнесмен решит нанять на работу гомосексуалистов, то зачастую он сделает это, чтобы его компанию посчитали либеральной и продвинутой, — утверждает Кирк. — У вас же, по моим наблюдениям, работодатели поняли выгодные стороны работников-геев с практической стороны. Они более вежливы, опрятны. Кроме того, так как в России „открываться“ не принято, то, пока их сокурсники гуляли по вечеринкам, они сидели в одиночестве и зубрили учебники. А значит, они более образованны».